22 Мая 2024

В конце апреля руководство РосСтройКонтроля собрало на традиционный пресс-завтрак представителей отраслевых средств массовой информации. Главная тема встречи – итоги первой «пятилетки» работы РосСтройКонтроля, который начал свою работу 8 апреля 2019 года и за эти годы вырос из небольшой контролирующей структуры до мегаигрока на ниве бюджетных строек.

Нужно сказать, что руководство РосСтройКонтроля («РСК») прессу традиционно любит, привечает и обеспечивает весьма интересной информацией. А те журналисты, которые участвуют в этих мероприятиях не первый год, имеют возможность увидеть в динамике стремительное развитие этой самой молодой структуры Минстроя России. Напомним, что «РСК» создавался для контроля за расходованием средств федерального бюджета на различных стройках в рамках программ, подведомственных Минстрою России, а также для обеспечения сроков и качества строительства. И вначале ничто не предвещало ни огромного фронта работ, ни колоссальных средств, находящихся под контролем организации. Однако эффективная работа с самых первых шагов привела к тому, что «РСК» постепенно передали под контроль тысячи бюджетных объектов.

Генеральный директор ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимир Щербинин представил в цифрах итоги 5-летней работы организации: за эти годы количество подконтрольных строек увеличилось в 35 раз с 94 объектов в 2019 году до 3200 объектов - в 2024. Сегодня инспекторы РосСтройКонтроля работают в 84 регионах России, штат организации вырос почти до 1200 человек, за эти годы уже около 2000 объектов введены в строй – вовремя и без потерь. Только в 2024 году «под руку» РосСтройКонтроля пришли 1692 строящихся объекта по программам «Стимул», «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Инфраструктурное меню» и так далее с годовыми капитальными вложениями 410 млрд рублей.

Большинство подконтрольных объектов – это инженерная инфраструктура (1347), куда входят самые разные сооружения: от небольшого водозаборного пункта в вологодском селе до гигантских очистных сооружений в подмосковном Щелково. Сюда же можно отнести и 1100 км дорог в границах населенных пунктов. Кроме того, в ведении «РСК» - 113 школ, 87 детских садов, 18 объектов здравоохранения, набережные в крупных городах, а также почти 250 объектов благоустройства. Если же говорить о госзаказчиках данных объектов – то это более 600 организаций на уровне Федерации и регионов, с которыми РосСтройКонтроль взаимодействует непрерывно. В целом – хлопотное, большое и дорогостоящее «хозяйство».

Для того чтобы систематизировать строительный контроль на каждом объекте, в 2021 году «РСК» запустил в действие Информационно-аналитическую систему управления инвестиционно-строительными проектами. И если в 2021-2022 годах это был инновационный и непривычный инструмент, то сегодня это рабочая составляющая процессов строительного контроля по всей стране. Здесь по принципу «светофора» отражаются все подконтрольные объекты, состояние строительства, сроки выполнения этапов работ, финансирование, замечания инспекторов и так далее. У руководства и организации, и Минстроя России есть возможность в любое время из любой точки мира посмотреть текущее состояние строительства любого бюджетного объекта, подконтрольного «РСК». И если вначале губернаторы и министры строительства довольно скептически отнеслись с этой системе, то сегодня и для них она стала очень хорошим подспорьем контроля за строительством объектов.

На пути к эталонному строительному контролю точно не обойтись без передовой технической базы – и это очень хорошо поняли в РосСтройКонтроле буквально с первых дней существования. Поэтому, помимо необходимого для каждого инспектора инструментария, приобретались современные и самые лучшие измерительные приборы, дроны, лидары и так далее. На экипировку сотрудников здесь средства явно не жалеют, понимая, что работа одного лазерного тахеометра или сканера для 3D-визуализации объектов сокращает и сроки работы, и трудозатраты с одновременным повышением качества получаемых данных. Интересный момент: три года назад в приоритете здесь были лазерные тахеометры, год назад мы с Владимиром Щербининым обсуждали применение роботов-собак для строительного контроля, а сейчас на базе «РСК» формируется армия дронов как наиболее эффективных инструментов для ведения строительного контроля, но об этом немного позже.

Ну, и конечно, люди – специалисты, которые должны понимать и принимать всю важность и сложность работы в РосСтройКонтроле. Штат расширяется постоянно, специалисты нужны, однако из 10 соискателей на работу принимают только одного: далеко не каждый обладатель строительного диплома и опыта строительства может быть инспектором строительного контроля. Особенно трудно найти специалистов в регионах, но даже при этом планку требований руководство не снижает. Кстати, по словам первого заместителя гендиректора «РСК» Леонида Жемги, текучка кадров минимальная, главная причина ухода – переманили в крупную компанию на более высокую зарплату. А московская зарплата для инспекторов в регионах - это весомый аргумент против всех желающих утрясти дела «по-хорошему».

Так что, подводя итоги сделанному, можно сказать, что поставленная руководством РосСтройКонтроля цель – стать эталонным строительным контролем России – в целом достигнута. Авторитет организации таков, что от регионов ежедневно поступают просьбы взять строящиеся объекты под свой контроль. По сути, «РСК» стал партнером и надежной поддержкой и для госзаказчика, и для подрядчика на всех вверенных ему объектах.

В Будущее – с дронами, цифрой и азартной молодежью

Казалось бы, те достижения и тот уровень, на который вышел РосСтройКонтроль за пять лет, вполне позволяют если и не расслабиться, то снизить темпы развития и работать по успешным, многократно опробованным алгоритмам. Но такое впечатление, что руководству и сотрудникам просто скучно заниматься ежедневной рутиной, хочется попробовать что-то новое, взглянуть на поставленные задачи с иного ракурса. Так что на ближайшие годы цели уже поставлены, и идет отработка конкретных решений.

Прежде всего, большие изменения намечаются в инструментальном обеспечении строительного контроля. Увы, попытки использовать роботов-собак вместо инспекторов показали, что пока это скорее выставочные образцы, нежели рабочие «лошадки»: эффективность работы в условиях стройки довольно низкая, риски падения и поломки оборудования весьма высокие. Стоимость одной робособаки с установленным на ней лидаром или сканером составляет около 25 млн рублей. Кроме того, китайские производители – а робособаки у нас теперь сплошь китайкой породы – не могут по запросам РосСтройКонтроля доработать встроенный софт с необходимым «строительным» функционалом. Поэтому и цифровые возможности этого механизма весьма ограничены, а российские вендоры также пока не могут выдать необходимый пакет программ.

Поэтому руководство «РСК» приняло решение сменить ориентацию в сторону беспилотных летательных систем – дронов – различной модификации. С экономической точки зрения это весьма выгодно – сам дрон стоит в районе 100 тысяч рублей, так что вместо одной робособаки можно приобрести целый флот БПЛА. Совместно с российским производителем специалисты РосСтройКонтроля дорабатывают модель дрона «Шершень 8 ГЕО» с защищенным контуром, которая сможет без повреждений работать в условиях строительной площадки, пролетать в узкие места, в технологические шахты и пространства, а установленное на БПЛА оборудование будет передавать необходимые цифровые данные обследуемого объекта для формирования ведомости дефектов. Как рассказал Владимир Щербинин, навыки управления этим «дронофлотом» сотрудники отрабатывали непосредственно в офисе, пересылая из кабинета в кабинет пакетики чая и другие мелкие предметы. Но уже сейчас дроны все более активно используются на объектах «РСК».

Еще одна новинка – плавучий дрон, который очень хорошо помогает при контроле за строящимися объектами с воды, например, за набережными, портовыми сооружениями и т.д. Кроме того, РосСтройКонтроль постоянно обновляет измерительную технику, мониторит рынок на предмет появления нового оборудования для строительного контроля.

Поскольку цифровизация все глубже входит в ежедневную деятельность строительной отрасли, появилась необходимость, помимо мониторинга строительства объектов госзаказа, автоматизировать и оцифровать деятельность строительного контроля на местах. Для этого по заказу РосСтройКонтроля разработана Программа управления строительным контролем (АС «ПУСК»), которая позволит реализовать в цифровом формате функции строительного контроля, сформирует единый формат документов – начиная с актов проверок и заканчивая ежемесячными отчетами о проделанной работе. Участники данной системы – госзаказчик или технический заказчик, строительный контроль и подрядчик, у каждого из которых будет доступ к определенной части системы.

Кроме того, в АС «ПУСК» будет сформирован единый реестр всех выявленных нарушений на всех объектах контроля – это позволит проводить аналитические исследования на весьма обширном материале. Впоследствии предполагается создать базу типовых нарушений для обучения искусственного интеллекта (ИИ) – это позволит исключить человеческий фактор там, где ошибки в переданной дронами и прочим оборудованием информации сможет очень быстро выявить хорошо обученный ИИ.

Но самое главное – кто будет управлять всем этим «дронофлотом», обучать ИИ и разбираться в новых программных продуктах? РосСтройКонтроль, не снижая планку профессиональных требований, делает ставку на молодежь – студенты профильных вузов, начиная с 3 курса, приглашаются на производственную практику в качестве помощника инспектора строительного контроля, а к окончанию вуза становится понятно, кто из них удержится в коллективе. За 3 года летнюю практику на объектах РосСтройКонтроля прошло уже более 300 студентов, и эту работу решено продолжать и расширять, тем более что молодые специалисты охотно идут в организацию с таким высоким уровнем технологического и цифрового обеспечения.

****

Подводя итоги состоявшемуся общению с руководством РосСтройКонтроля, можно сказать, что в первую пятилетку организация заложила очень прочный и технологичный фундамент для будущей работы. Впереди много сложных и критически значимых для страны объектов – под контроль «РСК» передается строительство метрополитенов в четырех городах России, региональные аэропорты, уникальные объекты инженерной инфраструктуры, от которых зависит благополучие целых регионов. Однако на все вопросы и сомнения у руководителя «РСК» ответ один: «Мы справимся!». И судя по настрою, людям и технике, таки да, они справятся!

Лариса Поршнева
https://ancb.ru/publication/read/17275


Последние изменения: 05/22/2024 09:22:27 AM
Документ создан: 05/22/2024





© Ассоциация работодателей «Саморегулируемая организация «Объединение строительных и монтажных организаций «Стройкорпорация»
Адрес: 141201, Московская область г. Пушкино, мкр. Междуречье, ул. Славянская, д.2, комнаты 79/1, 79/3, 84