4 Декабря 2024
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков принял участие и выступил в качестве ведущего на расширенном заседании Коллегии Минстроя Красноярского края. В ходе заседания обсуждалась реализация национальных проектов и предварительные итоги 2024 года, но в целом разговор шел о главном строительном материале – о деньгах.
Реализация национальных проектов в крае, предварительные итоги 2024 года стали темой расширенной коллегии министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края,
Расширенная Коллегия Минстроя Красноярского края прошла под председательством главы ведомства Михаила Заскалько. В коллегии приняли участие полномочный представитель губернатора края Владимир Шаешников, депутат Законодательного Собрания Красноярского края, председатель Комитета по строительству, ЖКХ и вопросам ГО и ЧС Алексей Кулеш, представители законодательных и исполнительных органов власти края, муниципальных образований, подведомственных организаций Минстроя Красноярского края, руководители строительных компаний, а также представители СРО, проектных, строительных, ресурсоснабжающих организаций, производители стройматериалов, руководители краевых учреждений среднего специального и высшего образования.
В ходе заседания Михаил Заскалько представил предварительные итоги реализация национальных проектов в Красноярском крае в 2024 году, а также остановился на основных проблемах, которые влияют на ход строительства объектов: некачественно проработанная проектная документация, плохая подготовка земельных участков для строительства, серьезный дефицит кадров.
Залогом успешной работы строительного сектора является устойчивое состояние строительных компаний и прежде всего финансовое. Поэтому НОСТРОЙ особое внимание в своей работе уделяет совершенствованию системы ценообразования в строительной отрасли. Как обстоят дела в субъектах Сибирского федерального округа, подробно рассказал Антон Глушков.
Он напомнил, что в I квартале 2024 года все регионы перешли на ресурсно-индексный метод формирования сметной стоимости строительства, и отметил, что в целом в регионах СФО наполняемость ФГИС ЦС ценовыми показателями растет. Мониторинг НОСТРОЙ показал, что по итогам III квартала показатель количества юридических лиц и ИП, зарегистрированных и передающих информацию во ФГИС ЦС, в среднем по округу составил 48,5%. Самый высокий результат здесь у Кемеровской области (79,3%), а низкий – у Республики Алтай (36%). Красноярский край показал результат чуть выше среднеокружного – 48,7%. Но по количеству позиций сводной номенклатуры ценообразующих строительных ресурсов показатели во ФГИС ЦС по-прежнему существенно ниже: от 3,7% в Республике Тыва до 53,2% в Новосибирской области (в Красноярском крае – 9,2%). НОСТРОЙ продолжает привлекать к работе по наполнению ФГИС ЦС информацией региональные саморегулируемые организации.
«Еще раз хочу призвать органы исполнительной власти регионов к взаимодействию с СРО в части наполнения данной системой ценовыми показателями – тем самым вы способствуете формированию объективной цены строительных работ в своих субъектах», – сказал Антон Глушков.
Благодаря активной работе НОСТРОЙ и региональных СРО в 2022-2023 годах удалось добиться существенного роста оплаты труда рабочих-строителей. В частности, в Красноярском крае средний рост утвержденной зарплаты рабочего, используемый при расчете индексов изменения сметной стоимости строительства, составил 15%. Похожая картина в большинстве субъектов СФО.
Проводимый НОСТРОЙ сравнительный анализ утвержденных Минстроем России показателей средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья на IV квартал 2024 года с рыночной стоимостью показал, что в ряде субъектов РФ стоимость на рынке жилья в административных центрах значительно выше, чем утвержденный показатель. И почти во всех регионах имеется значительное отставание утверждаемой величины норматива от реальной рыночной стоимости, при этом разрыв между рыночной стоимостью административного центра с другими городами соответствующего субъекта РФ достигает порядка 40%. В СФО, отметил спикер, наблюдается позитивная динамика изменения показателя установленной средней рыночной стоимости 1 кв. м жилья – он пратически соответствует средней фактической рыночной стоимости в регионе, но при этом на 18% отстает от рыночной стоимости жилья в самом Красноярске.
Индикативным показателем оценки состояния стройки (как чувствуют себя небольшие строительные компании на рынке при нестабильной ценовой политике на стройматериалы) является капитальный ремонт общего имущества МКД. В соответствии с распоряжением Министра строительства и ЖКХ РФ НОСТРОЙ осуществляет мониторинг исполнения региональных программ по капремонту в МКД и отмечает существенные проблемы в планировании, ценообразовании, отборе исполнителей капремонта, оплате выполненных работ. В связи с этим НОСТРОЙ вышел с предложением в Минстрой России о привлечении СРО к проведению предварительного отбора по формированию реестра квалифицированных подрядных организаций и приемки работ. Пилотные проекты в этой части уже реализуется в рамках соглашений о сотрудничестве региональных СРО с оператором фонда капитального ремонта. Антон Глушков предложил всем субъектам присоединиться к участию в таких проектах.
И еще один важный показатель, напрямую влияющий на ценообразование в строительстве, - это цены на стройресурсы. НОСТРОЙ уже не первый год еженедельно мониторит стоимость ценообразующих стройматериалов и по-прежнему наблюдает ее рост. За неполные 11 месяцев 2024 года произошел существенный рост цен на: песок (22%), раствор (20%), плиты перекрытия (17%), доска обрезная (17%), битум, щебень, смеси асфальтобетонные, бетон, блоки из ячеистых бетонов (14%). Процент роста цен на отдельный перечень существенно превышает фактическую инфляцию, которая закладывается заказчиком при формировании НМЦК. Несовершенство законодательства о закупках и ценообразовании не позволяет покрыть все расходы на строительство, а проблема недофинансирования является основной причиной срывов сроков исполнения контрактов, появления объектов незавершенного строительства и банкротства подрядных организаций. В следующем году ожидаются изменения в законодательство для обеспечения гибкого реагирования на изменение цен на стройресурсы, сообщил в завершение своего доклада президент НОСТРОЙ.
Участники коллегии выступили с докладами и предложениями о совершенствовании деятельности и вариантах эффективного взаимодействия с министерством.
Подводя итоги всего заседания расширенной коллегии Минстроя Красноярского края, Антон Глушков отметил, что регион по-прежнему демонстрирует хорошие показатели по реализации национального проекта «Жилье и городская среда» – количество проблемных бюджетных объектов здесь гораздо меньше среднего показателя по Российской Федерации.
Для дальнейшей успешной работы стройотрасли он призвал участников коллегии обратить внимание на необходимость усиления и расширения функций государственного заказчика и на привлечение к разработке проектов строительства социальной инфраструктуры смежных ведомств, которые будут в дальнейшем эти объекты эксплуатировать.
Вторым вопросом, требующим особого внимания, Антон Глушков назвал сферу жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы за ЖКУ не позволяют ресурсоснабжающим организациям осуществлять должное обслуживание коммунальной инфраструктуры, и единственным решением в текущей экономической ситуации могут стать высококвалифицированные специалисты – грамотные инженеры.
В продолжение темы значимости квалификации персонала, президент НОСТРОЙ, назвал кадровую подготовку приоритетным направлением деятельности региона. Он напомнил о федеральном проекте «Профессионалитет», который представляет собой интеграцию колледжей и организаций реального сектора экономики. В Красноярском крае ссузы пока не вошли в федеральную программу. Поэтому глава НОСТРОЙ предложил коллегии обсудить форматы и площадки для взаимодействия ссузов с представителями бизнеса.
В завершение Антон Глушков отметил роль СРО во всех аспектах и этапах строительства. Он с удовлетворением отметил важность усиления института саморегулирования в строительной отрасли, для чего сегодня депутатами Госдумы при участии нацобъединения и Минстроя России подготовлен соответствующий законопроект.
Источник: НОСТРОЙ
https://ancb.ru/publication/read/18515