7 Апреля 2022

Под девизом "Время российской промышленности" в технопарке "Сколково" 06 апреля 2022 года стартовал XVII Всероссийский форум-выставка "ГОСЗАКАЗ", первый день которого посвящен новым средствам развития российской экономики и механизмов государственных и корпоративных закупок в условиях санкций, мерам поддержки российского индустриального сектора и бизнеса в текущей непростой ситуации.
"Месяц назад Правительством был принят первый пакет мер поддержки граждан и бизнеса. В ходе проходящего форума профессиональное сообщество должно ответить, являются ли эти меры достаточными, насколько эффективно отстроен механизм их исполнения, а также будут предложены сценарии дальнейшего развития предпринимательства и бизнеса. Кроме того, в фокусе такие ключевые темы, как диверсификация оборонных предприятий и реформа корпоративных закупок в рамках 223-ФЗ", - рассказал о программе форума-выставки "ГОСЗАКАЗ" её директор Андрей Александрович Садофьев.
Строительная отрасль формирует 10% ВВП Российской Федерации, 2,5 триллиона рублей всего объема собираемых налогов, 8,5 млн рабочих мест. Порядка 60-65% всех строительных работ формируется за счет государственного заказа в рамках ФЗ-44, а также закупок компаний с государственным участием в рамках ФЗ-223. В текущих условиях важнейшее значение имеет повышение эффективности контрактной системы, развитие конкурентной среды и предпринимательской инициативы. Правительством РФ приняты меры по поддержке строительной отрасли, в том числе касательно работы контрактной системы. Какие факторы, влияют на повышение эффективности системы закупок и развитие добросовестной конкуренции? Каким образом обеспечить квоту (долю) вовлечения малого и среднего бизнеса в закупки госкорпораций? Как адаптировать контрактную систему к ситуации волатильности рынков: в части гибкости ценообразования, предоставления банковского финансирования, применения типовых контрактов, корректировки обеспечительных механизмов, повышения качества привлекаемых подрядных организаций, снижения доли закупок без участников и доли расторгнутых контрактов, и в целом повышения экономической эффективности закупок?
В работе Дискуссии «Закупки в строительстве и проектирование: актуальные вопросы» в рамках работы Всероссийского форума-выставки принял непосредственное участие президент Ассоциации СРО «Стройкорпорация Игорь Эдуардович Лукин. Модератором обсуждения выступил Николай Николаевич Алексеенко, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ. С приветственным словом к участникам обратился Ирек Энварович Файзуллин, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В дискуссии также приняли участие:
Акчурина Камилла Гельмановна, директор Департамента контрактной службы публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства»
Басин Ефим Владимирович, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства
Беликова Елена Александровна, начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства
Викторов Михаил Юрьевич, сопредседатель Комитета Деловой России по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Сибатулин Марат Шамилевич, заместитель Министра строительного комплекса Московской области
Степанова Елена Олеговна, управляющий директор АО «ВЭБ Инфраструктура»
Стулов Дмитрий Юрьевич, первый заместитель руководителя Департамента градостроительной политики города Москвы
Тыртышов Юрий Павлович, член рабочей группы по развитию проектно-строительной отрасли Ассоциации межрегионального социально-экономического взаимодействия «Центральный Федеральный Округ», генеральный директор ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий»
Были приглашены представители руководства крупнейших строительных компаний и проектных организаций, эксперты в области строительства, активисты Бюро расследований ОНФ
Темами для обсуждения явились следующие вопросы:
· особенности регулирования контрактной системы в 2022 году
· факторы, влияющие на развитие конкурентной среды и предпринимательской инициативы
· меры по повышению эффективности системы государственных закупок в сфере строительства
· нормативное регулирование процесса изменения условий контракта на выполнение строительных работ
· квалификационные требования к подрядчикам, способы проверки и подтверждения квалификации подрядной организации
· меры по стимулированию участия малого и среднего бизнеса в системе государственных закупок
· информационная открытость государственных закупок
· банковское финансирование поставщиков в системе государственных закупок
· проблема применения обеспечительных механизмов в системе государственного заказа
· условия и сроки реализации контрактов: существующие проблемы и пути решения
· проблемы применения типового контракта на выполнение строительных работ
· механизмы замены строительных материалов на эквивалентные в процессе исполнения контракта
· реформирование системы ценообразования в строительной отрасли
· регулирование цен на строительные материалы
· меры по снижению объемов незавершенного строительства, финансируемого за счет средств бюджетной системы Российской Федерации

Мнения участников обсуждения свелись к следующему:

- Необходимо вернуть строителя из положения человека, просящего деньги, к человеку, который хорошо может делать свою работу и имеет право просить за это деньги. Вернуться к идее об особом законе о строительном подряде, поскольку строительный объект – это не товар, к нему необходимо подходить с другими принципами.

- Проблема: расширенное казначейское сопровождение по контрактам свыше 1 млрд. руб. приведет к тому, что на такие конкурсы никто не будет идти. Решение: необходимо сделать систему казначейского сопровождения клиенториентированным.

- В сентябре 2014 года было принято ПП 1132, которое позволило закрыть информацию об участниках закупок. Тогда это вводилось для минимизации влияния санкций. Теперь в условиях открытости и работы с партнерами важно иметь ценовые ориентиры, информацию о сроках выполнения работ. Вышло новое ПП 301, которое позволяет вообще полностью закрывать информацию о закупках. Кажется, что нужно наоборот делать закупки более прозрачными и открытыми.

- Автоматизированная система рейтингования подрядчиков может помочь принимать решения об уровне конкурентоспособности, что важно в условиях появления и исчезновения компаний. Оператором может быть единый заказчик в сфере строительства.

- Необходим переход к 3D-проектированию. Для простых объектов можно проводить плоское проектирование, но при сложных объектах обязательно применение BIM-проектирования. Цифра победит.
В этом году импортозамещение, в следующем году – импорторазвитие. Для обеспечения связности российских CAD-систем необходима активная работа ключевых заказчиков и разработчиков. Тогда российский продукт ТИМ (BIM-проектирование) станет конкурентоспособным на международном рынке.

По итогам коллективного обсуждения участники пришли к выводу: важно обеспечить объединение проектных и строительных работ в рамках ЕРС-контракта "под ключ". Это приведет к сокращению всего строительного цикла. Это влечет большое количество рисков:
- при изменении ПСД по итогам экспертизы цена проекта может измениться, решение - за счет возможности увеличения цены контракта на 30% (уже в поправках);
- генподрядчик по факту начинает работать с иерархией субподрядчиков вниз по своим правилам - необходимо ввести жесткое требование по транслированию требований от заказчиков вниз (по этапности, авансированию, штрафам и т.п.);
- нормировать маржу, которую забирает генподрядчик и субподрядчики на каждому уровне, чтобы не было выхолащивания суммы, когда до конечных исполнителей доходит минимум;
- с другой стороны, при выполнении уникальных работ в регионе, где низкая конкуренция между исполнителями, необходимо нормировать цену, которую выставляет субподрядчик.
И.Лукиным были внесены следующие предложения:
- участие проектировщиков в авторском надзоре по выполнению Госконтрактов;
- торги по строительному контролю проводить до торгов по строительству объектов;
- проконтролировать перечисление от Заказчиков утвержденных сумм на увеличение стоимости Госконтрактов в 2021 г стоимостью 72 млрд. руб. (получено на сегодняшний день около 3 млрд. руб.);
- внести изменения в Постановление Правительства №861 в части предоплаты потребителю за полученную электроэнергию. Установить оплату по факту потребления электроэнергии;
- разработать и внедрить в практику Унифицированный договор Заказчика с Генподрядчиком с равными правами и ответственностью;
- ежегодно в IV квартале проводить встречи Заказчиков и Подрядчиков с представителями государственной и законодательной власти для подведения итогов в деятельности работы строительной отрасли по выполнению Госконтрактов и выявлению слабых мест в 44-ФЗ.


Последние изменения: 04/07/2022 05:27:16 PM
Документ создан: 04/07/2022





© Ассоциация работодателей «Саморегулируемая организация «Объединение строительных и монтажных организаций «Стройкорпорация»
Адрес: 141201, Московская область г. Пушкино, мкр. Междуречье, ул. Славянская, д.2, комнаты 79/1, 79/3, 84