28 Мая 2025
В перечне поручений президента России по итогам заседания Президиума Госсовета 15 апреля с.г., на котором обсуждалась реализация национального проекта «Инфраструктура для жизни», есть пункт, предписывающий правительству России и ЦБ принять меры для снижения рисков банкротства застройщиков. Президент НОСТРОЙ Антон Глушков подробно рассказал, какие это могут быть меры с точки зрения профессионального сообщества.
Какие меры государственной поддержки смогут предотвратить массовое банкротство застройщиков, о котором в последнее время говорят эксперты на самых различных площадках? Угроза вполне реальная на фоне повышения ключевой ставки ЦБ, сделавшей ипотеку практически недоступной для населения, отмены массовой льготной ипотеки и, как следствие, - падения продаж жилья. Президент России в перечне поручений по итогам Госсовета поставил задачу перед правительством России и ЦБ выработать соответствующие меры поддержки застройщиков. О том, какие шаги должны быть сделаны на этом направлении, рассказал президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков:
- В контексте нынешних реалий жилищного строительства риски для потребителей остаются минимальными, поскольку финансирование проектов обеспечено банковскими гарантиями, а средства дольщиков защищены даже в случае приостановки деятельности застройщика. Однако стоит учитывать, что высокая инфляция неизбежно отражается на стоимости квадратного метра, и возвращенные средства могут оказаться недостаточными для приобретения аналогичного жилья у другого девелопера.
Возвращаясь к мерам, наверное, главный вызов, самое сложное сейчас, – это гармонизация отношений между застройщиками и банками. Изначальные модели, которые легли в расчет существующего проектного финансирования, демонстрируют неоднородную эффективность: в ряде регионов они по-прежнему конкурентоспособны, но в других нарушаются и возникает конфликт интересов. Это приводит к тому, что банки, стремясь минимизировать риски, ужесточают контроль над графиками освоения средств и темпами продаж, что усложняет диалог с кредитными учреждениями. Поэтому урегулирование этих вопросов — первостепенная задача, потому что сейчас это исключительно договорные отношения двух субъектов.
Вторым ключевым аспектом, о котором надо однозначно сейчас говорить, на мой взгляд, является пересмотр требований резервирования для проектного финансирования. Несмотря на низкий уровень риска даже в нынешних условиях, действующие требования к резервам остаются завышенными и создают избыточную нагрузку на застройщиков. Снижение этих норм помогло бы предотвратить банкротства и поддержать отрасль без ущерба для стабильности банковской системы.
Третий момент — это вопрос, может быть не тотального, но масштабного субсидирования ставок по проектному финансированию. Падение спроса сейчас, безусловно, отражается на выводе новых проектов на рынок. Застройщики не торопятся запускать новые проекты (выводить их на рынок, приобретать земельные участки, брать на себя дополнительную кредитную нагрузку). Всё это приведет в горизонте двух-трех лет к достаточно большой нехватке предложения на жилищном рынке. Поэтому стимулирование через субсидирование проектного финансирования способно оживить рынок, побудив компании активнее выводить новые объекты.
Отдельного внимания заслуживает администрирование текущих проектов. Ручной режим управления, штабная деятельность, которая последнее время стала нормой, доказала свою эффективность, и, я считаю, ее нужно распространять на существующие проекты. Регулярный мониторинг соотношения привлеченных средств и эскроу-счетов, а также открытый диалог между застройщиками и региональной исполнительной властью позволяют оперативно оценивать финансовое состояние того или иного проекта и оказывать точечную поддержку, разными административными методами помогать застройщикам реализовать нынешнее жилье.